Нет выбранных позиций

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО В ИСТОРИИ ИСКУССТВ


Первые упоминания о сусальном золоте в скульптуре и живописи относятся к Древнему Египту. Цвет золота считался цветом богов, фараонов и саркофагов. Золото в основном использовалось для украшения залов царских пирамид. В Греции золотом покрывали статуи, самые знаминитые из которых относились к хрисоэлефантинной скульптуре, изготовленной из золота и слоновой кости (от греч. χρυσός — золото и ελεφάντινος — слоновая кость). Слоновая кость шла на части обнаженного тела: лицо, руки и ноги; а одежды, оружие, волосы и украшения покрывались сусальным золотом. Хрисоэлефантинная скульптура требовала не только высокого мастерства скульптора, но и постоянного тщательного ухода в дальнейшем. По мнению исследователей, именно в этой технике были выполнены Фидием не дошедшие на наших дней статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского. Из-за высокой цены материалов хрисоэлефантинные статуи первыми разграблялись в ходе войн, а об их сушествовании сегодня мы знаем лишь благодаря найденным в Афинах миниатюрам и сохранившимся фрагментам статуи Аполлона в Дельфах.

Начиная с V века в Константинополе, в Ирландии и Италии появляются иллюстрированные манускрипты, содержащие, помимо текстов, художественно выполненные украшения — буквицы, поля, миниатюры, — часть которых покрывалась сусальным золотом и серебром. В средние века золото символизировало превосходство христианского искусства. В священных книгах нередко небо выполнено на золотой подложке. Эта техника получила максимальное распространение в XIV веке, сперва в Италии и Византии, а затем и в других европейских странах. Также золотом часто окрашивались ореолы над головой святых, но иногда (в основном в Греции) они использовались для обозначения военачальников и героев.

К ХIX веку возобновляется интерес к золоту в скульптуре. Примером этой моды может служить статуя Жанны д’Aрк работы Эммануэля Фремье (1874 г.). Недавно скульптура была реставрирована с использованием золота Giusto Manetti Battiloro. В современном изобразительном искусстве золото также находит широкое применение. К наиболее знаменитым художникам, работавшим с золотом, относится Густав Климт (1862 – 1918). Исследователи отмечают в его творчестве «золотой период», в течение которого он выполнил ряд работ с испольованием сусального золота и достиг вершин своей славы. Первой картиной этого периода считается «Юдифь I», а самыми знаменитым произведениями золотого периода стали «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и, в особенности «Поцелуй». Позже Климт выполнил несколько работ для брюссельского дворца Стокле (архитектор Йозеф Хоффман): в оформлении обеденного зала художник изобразил знаменитое «Древо Жизни».

В наши дни золото также находит применение в в скульптуре, живописи и в косметике. Марк Куинн в 2008 году создал золотую статую Сирены, в которой модель Кейт Мосс представлена в виде современной Афродиты. Статуя была представлена в Британском музее на выставке «British Statuefilia Exhibition» в Зале Нереид. Она выполнена из золота 18 карат и весит 50 кг. «Сирена» — самая крупная золотая скульптура со времен Древнего Египта. В косметике сусальное золото нередко применяют для создания ошеломляющего эффекта, столь востребованного в фотоискусстве и на показах мод. Источником вдохновения для подобных работ служит известный портрет Наоми Кэмбелл, покрытой золотом. В живописи нередко используется золото вместе с красками, чтобы оттенить важные детали. Например, американец итальянского происхождения Вик Вичини начиная с 1998 года изображает людей с использованием красок и сусального золота.


Посетите также

Instagram | Facebook | You Tube | Pinterest | Twitter | Linkedin